Вторник, 16.10.2018, 20:44 | RSSPDA

Вы вошли как Гость | Группа "Гости  

Сайт школы №30 Архангельск
 
Поиск по сайту
Меню сайта
Cтатистика
» Зарег. на сайте
Всего: 716
» Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 0
Проверенных: 95
Обычных юзеров: 620
» Из них
Парней: 382
Девушек: 334


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Пользователи, посетившие
сайт за текущий день :
Яндекс.Метрика

Основы религиозных культур


Регламент ОРКСЭ.doc(245KB)

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых учащимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

     Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА КУРСА

«Основы религиозных культур и светской этики»:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273(ред. от 23.07.2013)
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785;
  • Приказ Министерства образования и науки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373» от 26.11.2010г. №1241,  зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011г., регистрационный №19707;
  • Действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общественных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 № 189, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011., регистрационный номер 19993;
  • Примерные  программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.- М., Просвещение, 2010 год.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О реализации курса  ОРКСЭ» от 21.04.2014г. №08-516;
  • Письмо  Министерства образования и науки Архангельской области «О преподавании ОРКСЭ» в условиях ФГОС» от 27.06.2014 №209\02-01-13\4091;
  • Письмо  Департамента  образования мэрии города Архангельска «О преподавании курса ОРКСЭ в условиях ФГОС» от 02.07.2014 № 032-17\2244;

 

Цель учебного курса ОРКСЭ:

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

    Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

 

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс,  обеспечивает:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  много- конфессионального народа России;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

    Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-  11 лет представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

    Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений.

 

      Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  • Патриотизм
  • Социальная солидарность
  • Гражданственность
  • Семья
  • Труд и творчество
  • Наука
  • Традиционные российские религии
  • Искусство и литература
  • Природа
  • Человечество

 Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой  по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников. 

          Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1. Основы православной культуры.

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане.  Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности.  Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.  Православие в России.  Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное  искусство),  православный календарь.  Праздники.  Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

2. Основы исламской культуры.

Россия – наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию.Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

3. Основы буддийской культуры.

Россия – наша Родина.   Введение в буддийскую  духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

4. Основы иудейской культуры.

Россия – наша Родина.      Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия.  Тора – главная книга иудаизма. Классические текстыиудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции  иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
 

5. Основы мировых религиозных культур.

Россия – наша Родина.   Культура и религия. Древние верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья и семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
 

6. Основы светской этики.

Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурахразных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет, Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

        Учащимися  изучается один из модулей по выбору их родителей (законных представителей) на основании заявления соответствующей формы:

                                                                                                    

                                                                                                    Директору МБОУ СШ № 30

                                         О.В Смирновой

                                                                                       __________________________

                                                                    (Ф.И.О.родителя)

 

                                                                   заявление

Мы, родители (законные представители) учащегося _______________________________ «____» класса муниципального образовательного учреждения _____________________ _________________, из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

«Основы православной культуры»,

«Основы исламской культуры»,

«Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»,

«Основы светской этики»

выбираем для своего ребёнка изучение модуля: ____________________________________

 

Дата   «___» _________________ 20___ г.

 

______________________________________ (Ф.И.О.) ___________________

                               (подпись)

_____________________________________ (Ф.И.О.) ____________________

                               (подпись)

 

         Рабочая программа учителя по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» разработана на основе: примерной авторской программы  Данилюка Александра Ярославовича  «Основы религиозных культур и светской этики» 4—5 классы М.: Просвещение, 2010

    Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, базисному учебному плану начального общего образования, учебному плану МБОУ СОШ №30 г. Архангельска.

По учебному плану школы на преподавание «Основы религиозных культур и светской этики»  отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в течение учебного года.

Содержание учебного материала

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и

общества (1 час)

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. 

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

 Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 

Метапредметные результаты:

    Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

 

Предметные результаты:

· Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

· Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

· Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

· Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

· Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

· Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

· Осознание ценности человеческой жизни

 

Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

- Учебник для образовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.» - М.: Просвещение, 2012 

 

Дневник.ру

Выборы 09.09

Баннеры-ссылки

Информационно образовательные ресурсы

!

Службы помощи детям и их родителям

Календарь событий
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей