Основы религиозных культур и светской этики
Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
ОРКСЭ.doс(64KB)
С 2012-2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного курса для ОУ «Основы религиозных культур и светской этики».
В соответствии приказам Минобрнауки России от 1 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в ФБУП и примерные учебные планы для ОУ Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312» курс ОРКСЭ с 1 сентября 2012-2013 учебного года включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объёме 34 часов.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» установлен как обязательный. В связи с этим увеличено на 1 час количество часов федерального компонента и уменьшено на 1 час количество часов регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, культурологический, нравственно-развивающий характер, его целью является формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиций религиозных культур многонационального народа России.
Обеспечение учебниками и пособиями осуществляется субъектами РФ. Издательство «Просвещение» разработало учебно-методические комплекты курса ОРКСЭ, который состоит из 6 модулей: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» - и включает в себя:
· Программу курса;
· Учебники с электронными приложениями (дисками) по каждому из 6 модулей;
· Книгу для учителя;
· Книгу для родителей.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» представлен 6 модулями:
модуль «Основы православной культуры» это введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
модуль «Основы исламской культуры» это введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Муххамад-образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
модуль «Основы буддийской культуры» это введение в буддийской духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
модуль «Основы иудейской культуры» это введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
модуль «Основы мировых религиозных культур» - Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
модуль «Основы светской этики» - Культура и мораль Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственные нормы. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики
ученик должен знать/ понимать:
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Ученик должен уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
- готовить сообщения по выбранным темам.
|